Главная » Семейное право » КС РФ рассмотрел дело о невыплате регионального материнского капитала

КС РФ рассмотрел дело о невыплате регионального материнского капитала

КС РФ рассмотрел дело о невыплате регионального материнского капитала

Конституционный суд России по жалобе жительницы Ставрополья проверил конституционность отдельных положений регионального законодательного акта, приведших к отказу в выплате ей местного материнского капитала. Резонансный процесс освещала «Российская газета».

Законом Ставропольского края от 27.12.2012 № 123-КЗ многодетным семьям была гарантирована выплата материнского капитала в размере 100 000 рублей. Основным условием его получения определено достижение ребенком возраста 3 лет.

В семье Колесниковых третий ребенок родился в апреле 2013 года, наделив семью статусом «многодетная». Подождав 3 года, в 2016 году М. Колесникова обратилась в органы местной власти за материнским капиталом, причитавшимся семье по упомянутому выше закону.

Однако в органах соцзащиты по месту жительства Колесниковой объяснили, что пока семья ждала возникновения права на региональный маткапитал, другим законом Ставропольского края (от 02.12.2015 № 127-КЗ) он был исключен из мер социальной поддержки многодетных семей. В выдаче маткапитала семье отказали.

Районный суд Ставрополя иск М. Колесниковой о признании незаконным отказа в предоставлении средств маткапитала не удовлетворил. Основание: на момент исполнения третьему ребенку 3 лет и обращения семьи с заявлением о предоставлении материнского капитала положения закона 123-КЗ о данной мере соцподдержки признаны утратившими силу (пункт 3 статьи 1 закона 127-КЗ). Вышестоящий суд с решением районной судебной инстанции согласился.

Тогда М. Колесникова обратилась с жалобой в КС РФ, инициировавшей проверку конституционности пункта 3 статьи 1 закона Ставропольского края от 02.12.2015 № 127-КЗ. Как впоследствии Колесникова пояснила на заседании суда, она не оспаривает законность отмены регионального маткапитала, но считает, что семьям, ставшим многодетными в период действия закона, гарантировавшего его предоставление, поддержка должна быть оказана в полной мере.

Как выяснилось в ходе публичных слушаний, региональные органы власти изначально не располагали материальными возможностями для исполнения взятых на себя обязательств по выплате маткапитала многодетным семьям. При этом депутаты Ставрополья придали закону 123-ФЗ обратную силу, распространив его действие на семьи, ставшие многодетными с 01.01.2011.

100-тысячные выплаты многодетным ставропольским семьям из регионального бюджета должны были начаться в 2014–2015 годах, для чего понадобилось бы 1,45 миллиарда рублей. Но поскольку денег в бюджете на выплаты не нашлось, действие закона дважды приостанавливали, а потом и вовсе отменили. Однако до признания его утратившим силу закон был действующим.

На резонный вопрос судьи, зачем закон вообще принимали, был получен ответ: «С подачи федеральных властей».

Для справки: толчком для принятия субъектами РФ нормативных актов об установлении региональных материнских капиталов послужила инициатива Президента России. В 2011 году он предложил параллельно с государственным демографическим проектом развивать региональные программы помощи молодым семьям, финансируемые местными бюджетами.

Принципиальное различие позиции ставропольских чиновников, представленной в КС РФ, от позиции многодетной матери М. Колесниковой заключается в вопросе о возникновении права на региональную выплату. По мнению чиновников, оно должно было возникнуть при достижении ребенком возраста 3 лет, а не в момент его рождения, как считает М. Колесникова.

Конституционный суд с позицией представителей органов региональной власти не согласился. Как пояснил судья-содокладчик по делу В. Ярославцев, публичная власть связана обещаниями и не вправе от них отказаться. Иначе нарушаются принципы социального государства и теряется доверие граждан к законам.

Постановлением КС РФ от 27.03.2018 № 13 пункт 3 статьи 1 закона Ставропольского края от 02.12.2015 № 127-КЗ признан не соответствующим статьям 2, 7 и 38 Конституции РФ частично. Ошибка ставропольских законодателей, по мнению суда, заключается в том, что, исключив маткапитал из мер социальной поддержки, они не предусмотрели компенсаторный механизм, смягчающий отмену выплаты.

При этом Конституционный суд принял соломоново решение, оставив разработку компенсаторного механизма на усмотрение региональной власти. Если бы судом оспоренная норма была признана полностью не соответствующей Конституции, власти Ставрополья должны бы были произвести выплаты многодетным семьям на сумму более 2 миллиардов рублей, взять которые негде, значительно не ущемив другие социальные направления.

После того как в Ставрополье разработают и утвердят компенсаторный механизм, М. Колесникова и другие семьи, ставшие многодетными в период действия закона 123-КЗ, будут вправе обратиться за компенсацией в рамках нового правового регулирования.

О admin

x

Check Also

Какое детское пособие выплачивается на третьего ребенка?

Какое детское пособие выплачивается на третьего ребенка? Единовременное пособие при рождении третьего ребенка Пособия на третьего ребенка в 2017-2018 годах ...

Каковы основания и порядок лишения или ограничения родительских прав?

Каковы основания и порядок лишения или ограничения родительских прав? Лишение и ограничение родительских прав Под ограничением родительских прав подразумевается временное ...

Каковы доплаты к пенсии детям войны?

Каковы доплаты к пенсии детям войны? «Дети войны доплата к пенсии» – количество подобных поисковых запросов говорит о повышенном интересе ...

Какова сумма алиментов с безработного в годах?

Какова сумма алиментов с безработного в 2017-2018 годах? «Алименты с безработного в 2017-2018 годах сумма» — такой запрос все чаще ...