Главная 16 Учет иностранцев в РФ 16 Особенности привлечения к уголовной ответственности иностранных граждан — Особенности производства предварительного расследования с участием иностранных граждан в Российской Федерации

Особенности привлечения к уголовной ответственности иностранных граждан — Особенности производства предварительного расследования с участием иностранных граждан в Российской Федерации

Особенности привлечения к уголовной ответственности иностранных граждан

Привлечение к уголовной ответственности иностранных граждан, не пользующихся иммунитетом от юрисдикции РФ, осуществляется в соответствии со ст. ст.171-175 УПК РФ.

При этом органы предварительного расследования запрашивают юридические органы соответствующего государства о наличии судимостей у иностранного гражданина, привлекаемого в качестве обвиняемого. Такие сведения представляются в соответствии со ст.79 Минской конвенции и договорами о правовой помощи. Однако следует иметь в виду, что судимости в других государствах не имеют значения для квалификации преступления, совершённого иностранным гражданином. В то же время, как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ, судимости в других странах СНГ после прекращения существования СССР могут учитываться при назначении наказания как отягчающее обстоятельство в соответствии со ст.76 Минской конвенции от 22 января 1993 года (п.11 постановления №5 «О некоторых вопросах применения судами законодательства об ответственности за преступления против собственности» от 25 апреля 1995 года) Сборник Постановлений Пленумов Верховного Суда РФ по уголовным делам. — М., 1995. С.623-625..

Если иностранный гражданин после совершения преступления покинул территорию РФ, то для российских органов предварительного расследования он, как правило, оказывается недосягаемым. О выдаче гражданина вопрос и не ставится, так как все государства, как правило, не выдают своих граждан, совершивших преступления в других государствах.



В то же время на этот случай в Минской конвенции и договорах РФ (СССР) с другими государствами о правовой помощи предусмотрена взаимная обязанность осуществления уголовного преследования по поручению (просьбе) запрашивающей Стороны.

В соответствии с нормами, закреплёнными в Минской конвенции и договорах о правовой помощи, в данной ситуации органы предварительного расследования РФ направляют компетентным (юридическим) органам соответствующего государства поручение (просьбу) об осуществлении уголовного преследования. Поручение (просьба) об осуществлении уголовного преследования должна содержать:

наименование запрашивающего учреждения;

описание деяния, в связи с которым направлено поручение об осуществлении уголовного преследования;

по возможности, более точное указание времени и места совершения деяния;

текст положения закона запрашивающей Стороны, на основании которого деяние признаётся преступлением, а также тексты других законодательных норм, имеющих существенное значение для производства по делу;

фамилия и имя подозреваемого лица, его гражданство, а также другие сведения о его личности;

заявление потерпевших по уголовным делам, возбуждаемым по заявлению потерпевшего, и заявление о возмещении вреда;

указание размера ущерба, причинённого преступлением.

К поручению прилагаются имеющиеся в распоряжении органов предварительного расследования материалы уголовного преследования, а также доказательства. Каждый из находящихся в деле документов должен быть удостоверен гербовой печатью органа предварительного расследования.



При направлении органами предварительного расследования возбуждённого уголовного дела, расследование по этому делу продолжается юридическими (компетентными) органами запрашиваемого государства в соответствии со своим законодательством.

Следует иметь в виду, что согласно ст.80 Минской конвенции сношения по вопросам уголовного преследования осуществляются Генеральными прокурорами (прокурорами) государств участников Конвенции.

В действующем УПК РФ не выделены уголовно-процессуальные основания для вынесения постановления о прекращении уголовного дела, уголовного преследования в отношении иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от уголовной юрисдикции российского законодательства.

Как указано в предыдущем параграфе, материально-правовым основанием освобождения от уголовной ответственности в таких случаях является наличие иммунитета от уголовной юрисдикции, а процессуальным основанием — отсутствие согласия аккредитующего государства на привлечение лица, обладающего иммунитетом от уголовной юрисдикции, к уголовной ответственности. Хотя оно в ст. ст.24 и 27 УПК РФ не предусмотрено.

Конкретизация материально-правового и процессуального оснований принятия указанного решения применительно к определенным категориям иностранных граждан содержится в Положении о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории РФ (СССР). Например, согласно ст.13 этого Положения глава и члены дипломатического представительства могут подлежать юрисдикции РФ в случае ясно выраженного согласия на это аккредитующего государства Конвенция о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР …. Отсутствие указанного согласия необходимо рассматривать как обстоятельство, исключающее производство по делу в отношении указанных лиц.



Таким образом, в постановлении о прекращении уголовного дела, уголовного преследования в качестве правового основания такого решения следует ссылаться на соответствующую норму УК РФ (ст.11), определенную норму Положения о дипломатических и консульских представительствах и ст.148 УПК РФ. В случае лишения аккредитующим государством иммунитета от уголовной юрисдикции иностранный гражданин подлежит уголовной ответственности на общих основаниях.

В связи с этим необходимо дополнить ч.1 ст.24 и ст.27 УПК РФ еще одним основанием прекращения уголовного дела, уголовного преследования: «отсутствие согласия аккредитующего государства или международной организации на возбуждение уголовного преследования лица, пользующегося иммунитетом, либо согласия самого лица, обладающего полным (абсолютным) иммунитетом».

Процессуальные действия в отношении лиц, обладающих дипломатической неприкосновенностью, производятся лишь по просьбе указанных лиц или с их согласия, которое испрашивается через Министерство иностранных дел Российской Федерации (ч.2 ст.3 УПК РФ). Данным правом может воспользоваться любой участник уголовного процесса — иностранный гражданин, обладающий дипломатическим иммунитетом. Более того, аккредитующее государство, наделившее данное лицо иммунитетом, может обязать его воспользоваться этим правом так же, как и лишить его дипломатической неприкосновенности. Именно поэтому в ч.2 ст.3 УПК РФ и указывается необходимость испрашивать согласие на реализацию этого права через МИД.



В международном праве, как указывалось в предыдущих параграфах, существует общее правило, согласно которому отказ от иммунитета в отношении представителя иностранного государства есть исключительное право лишь аккредитующего государства, но не самого дипломатического агента. Причем отказ должен быть всегда ясно выраженным См., например, ст.32 Конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., ст.45 Конвенции о консульских сношениях 1963 г., ст.41 Конвенции о специальных миссиях 1969 г., ст.31 Конвенции о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г. и т.д.. Так, Конвенция о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений ООН 1947 г. (раздел 22) предусматривает, что специализированное учреждение имеет право и обязано отказаться от иммунитета, предоставленного любому его должностному лицу, когда, по мнению данного специализированного учреждения, иммунитет препятствует отправлению правосудия и если отказ от иммунитета может быть произведен без ущерба для интересов специализированного учреждения. Однако, если вопрос об отказе от иммунитета не урегулирован либо не получено ясно выраженное согласие, то производство каких-либо процессуальных действий невозможно. См.: Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.В. Смирнова — СПб.: Питер, 2003. — 1008 с., С.48.

В связи с этим, наиболее целесообразно по возбужденному в отношении иностранного гражданина, обладающего иммунитетом, уголовному делу необходимо провести все следственные и иные процессуальные действия, направленные на установление виновного, собирание доказательств и установление всех обстоятельств дела, не затрагивающие дипломатического иммунитета. Затем приостановить производство по уголовному делу до получения (не получения) ясно выраженного согласия аккредитующего государства. После того, как согласие будет получено, необходимо возобновить производство по делу. Если же аккредитующее государство не даст своего согласия, либо оно не будет ясным, то лицо, производящее расследование, должно прекратить уголовное дело, уголовное преследование по рассмотренным нами выше правилам.



На основании изложенного можно прийти к выводу о необходимости дополнения ч.1 ст. 208 УПК РФ: «5) лицо, подлежащее привлечению к уголовной ответственности — иностранный гражданин, обладающий дипломатическим иммунитетом», а также ч.4 ст. 208 УПК РФ: «… По основаниям, предусмотренным пунктами 3, 4 и 5 части первой настоящей статьи, предварительное следствие может быть приостановлено и до окончания его срока» и ч.5 ст. 208 УПК РФ: «До приостановления предварительного следствия следователь выполняет все следственные действия, производство которых возможно до получения ответа на запрос о согласии (несогласии) аккредитующего государства на привлечение своего гражданина, обладающего дипломатическим иммунитетом, к уголовной ответственности».

О admin

Оставить комментарий

x

Check Also

Проблемы реализации государственной уголовной политики на примере уголовной ответственности иностранных граждан в Российской Федерации (Музыченко П

Проблемы реализации государственной уголовной политики на примере уголовной ответственности иностранных граждан в Российской Федерации (Музыченко П.Б.) Дата размещения статьи: 13.01.2016 6 августа 2014 г. в Генеральной прокуратуре Российской Федерации под ...

Официальная регистрация в Москве для иностранных граждан: подробно о том, как сделать в 2017 году

Официальная временная регистрация в Москве для иностранных граждан Регистрация иностранных граждан оформляется ОФИЦИАЛЬНО Мы помогаем оформить исключительно официальную временную регистрацию для иностранных граждан в Москве. Миграционный учет по месту пребывания ...

Ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства за нарушение правил пребывания на территории Российской Федерации

Организация деятельности участковых уполномоченных милиции Ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства за нарушение правил пребывания на территории Российской Федерации О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации Государство, возлагая ...

Эмиграция из Украины — в какие страны лучше и проще переехать жить

Эмиграция из Украины: куда можно переехать? На протяжении уже многих лет эмиграция из Украины имеет тенденцию роста. Можно сказать только о некотором периоде, который приходится на 2005–2009 годы, когда количество ...

Продажа недвижимости нерезидентом РФ

Продажа недвижимости нерезидентом РФ Налогообложение физических лиц Налог на доходы физических лиц. НДФЛ. Плательщики: Физические лица – нерезиденты РФ Пунктом 2 статьи 207 НК РФ установлено, что налоговыми резидентами признаются ...

Налог с продажи недвижимости для нерезидентов — Комментарии — ИНТЕЛЛЕКТ-С

Налог с продажи недвижимости для нерезидентов Только для нерезидентов РФ: уплата налога с продажи недвижимости в России. Даже будучи гражданином России, оказывается, можно неожиданно превратиться в налогового нерезидента. Для этого ...

Сертификаты о знании русского языка для иностранных граждан в Москве

Сертификаты о знании русского языка для иностранных граждан в Москве Содержание С нашей помощью вы не только обязательно получите сертификат по русскому языку, но и сэкономите свои деньги на пересдачах! ...

Представительство МВД России в Армении (по вопросам миграции)

Льготы для участников программы переселения Представительство МВД России в Армении Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом Посольство Российской Федерации в Республике Армения ...

Правовое положение иностранцев в России

Правовое положение иностранцев в России Понятие и виды правового регулирования гражданского положения иностранцев в Российской Федерации, их правовой статус. Особенности положения россиян за рубежом, правовые нормы, регулирующие его условия. Трудовые ...

Проверка запрета на въезд в РФ иностранным гражданам

Как проверить запрет на въезд в Россию Вопросами миграционной политики в России занимается ФМС, которая не так давно была переименована в Главное управление по вопросам миграции (ГУВМ МВД). ГУВМ занимается ...

Является ли водительское удостоверение удостоверением личности? Список документов, удостоверяющих личность человека

Сборник ответов на ваши вопросы На протяжении своего жизненного пути, человек получает огромное количество документов, но далеко не каждым из них можно удостоверить собственную персону. Если студенческий билет действителен на ...

Разрешение на выезд на ПМЖ за пределы РК

Особенности процедуры выезда из Казахстана в РФ на ПМЖ Войти на этот сайт можно используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже ...

ФМС Ромодановского начинает депортацию украинцев из России

LiveInternetLiveInternet —Поиск по дневнику —Подписка по e-mail —Постоянные читатели —Статистика ФМС Ромодановского начинает депортацию украинцев из России Вчера стал свидетелем безобразной сцены. Около Павелецкого вокзала я ожидал встречи с приятелем, ...

Кто приглашает, тот и депортирует

Кто приглашает, тот и депортирует. Какие последствия грозят мигранту в случае выдворения из России (Шамрай Е.) Дата размещения статьи: 06.06.2016 Одно из худших происшествий, которое может произойти с мигрантом, нарушившим ...

Вид на жительство в России для казахстанцев: как получить ВНЖ, перечень документов для оформления

Оформление ВНЖ Российской Федерации для граждан Казахстана Российская Федерация является очень привлекательной страной для граждан других государств. Сюда стремятся переехать жители постсоветского пространства, так как экономика в РФ стабильно развивается ...

Комплексный экзамен

Комплексный экзамен для иностранных граждан по русскому языку, истории России и основам законодательства РФ Материалы для подготовки к комплексному экзамену: Основы законодательства РФ: основные нормативно-правовые акты для всего модуля Основы ...

Рейтинг@Mail.ru